(Картушин Иустин Авксентьевич; 1.06.1837, хутор Попков ст-цы Островской Усть-Медведицкого окр. обл. Войска Донского - 24.04.1915, Москва), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)). Из казаков, двоюродный брат старообрядческого Московского архиеп. Мелетия (Картушина). Дом родителей И. был местом молитвенных собраний старообрядцев. В 1868 г. во дворе дома построили моленную, И. А. Картушин исполнял в ней обязанности уставщика и головщика, обучал детей и взрослых церковному чтению и пению. В 1872 г. Картушин овдовел, оставшись с 2 детьми. В 1875 г. он получил от старообрядческого Московского архиеп. Антония (Шутова) предложение принять сан епископа, но отказался. До 1882 г. жил с отцом, принимал активное участие в общественной жизни: после открытия в 1876 г. на Дону земства Картушин был избран гласным земского собрания ст-цы Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимович). В 1885 г. Картушин стал секретарем старообрядческого Кавказского еп. Силуяна (Морозова), через 2 года оставил должность. 21 июля 1890 г. Картушин принял иночество и поступил в старообрядческий мон-рь близ ст-цы Пятиизбянской (Усть-Медведицкий окр.), вскоре из-за угрозы закрытия мон-ря вернулся на родину. Накопив практический опыт в орошении земель, И. (уже будучи монахом) вместе с двоюродным братом свящ. Михаилом (впосл. архиеп. Мелетий) в 1893 г. применил собственный способ орошения, что дало хорошие результаты.
В 70-90-х гг. XIX в. И. вел диспуты с миссионерами правосл. Церкви, с единоверцами, беглопоповцами, беспоповцами, баптистами. 23 нояб. 1875 г. в ст-це Островской участвовал в беседе с игум. Павлом Прусским (см. о ней в рукописной кн. «Беседа моя с отцом Павлом, игуменом Никольского единоверческого монастыря» (РГБ. Ф. 247. № 54; сокращенный вариант: Беседа Павла Прусского с И. Картушиным. Б. м., б. г. Стеклограф)). В 1885 г. в обл. Войска Донского вел беседы с баптистами, во главе к-рых стоял бывш. старообрядческий свящ. В. И. Гамаюнов. В апр. 1895 г. по приглашению старообрядцев хутора Гурова ст-цы Арчадинской Усть-Медведицкого окр. И. провел диспут с родным братом, единоверцем-миссионером К. А. Картушиным, по результатам к-рого И. написал и при поддержке старообрядческого начетчика И. А. Лукина издал кн. «Разбор ответов миссионера Калины Картушина» (М., 1908; сохр. также рукописный вариант сочинения, датируемый 1901,- РГБ. Ф. 247. Ед. хр. 837).
В авг. 1898 г. старообрядческий Освященный собор избрал И. епископом Донским, хиротония состоялась 9 авг. 1898 г. в Н. Новгороде, в ней участвовали Уральский еп. Арсений (Швецов) и др. старообрядческие епископы. Тогда же И. стал одним из кандидатов на Московский архиепископский престол, вакантный после удаления в 1898 г. на покой Савватия (Лёвшина), к-рый в 1897 г. по требованию властей дал обещание не титуловаться архиепископом. 11 окт. 1898 г. Освященный собор избрал И. архиепископом Московским. Чин возведения на кафедру состоялся 16 окт. Комментируя эти события, Арсений (Швецов) 18 окт. писал старообрядческому Белокриницкому митр. Афанасию (Макурову): «На таковое избрание его согласилось и все московское духовенство, и все граждане... Благодарим Господа и за то, что и человек угодил на этот великий, высокий пост благочестивый и благоразумный, с хорошим даром слова поговорить противу наших врагов» (РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 58-58 об.). 12 дек. 1898 г. съезд выборных Рогожского богаделенного дома (см. Рогожское кладбище), поддержав перевод И. в Москву, принял на себя полное содержание архиепископии и постановил «выдавать на содержание вновь назначенному архиепископу Иоанну 3000 руб., его письмоводителю диакону - 1500 руб. и [за] наем квартир для них - 1000 руб., а всего пять тысяч пятьсот руб. приблизительно» (цит. по: Юхименко. 2005. С. 95).
В 1900 г. И. отказался дать властям подписку с обещанием не титуловаться архиепископом Московским, написав, что именует себя старообрядческим архиепископом, за что был выслан в Тулу. В авг. 1903 г. И. было разрешено избрать место жительства по своему усмотрению, исключая Москву и Московскую губ., в февр. 1905 г. он получил право жить в столицах. И. поселился в Москве, сначала в Николоямском тупике, затем в построенном для него помещении при лечебнице им. С. И. Морозова на Рогожском кладбище. После начала русско-япон. войны архиепископ уступил свои покои для нужд устроенного при Рогожском кладбище лазарета.
С именем И. связано возрождение старообрядчества в нач. XX в., после публикации 17 апр. 1905 г. имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости». Все значительные события последующего «золотого десятилетия» истории старообрядчества проходили с благословения и при деятельном участии архиепископа. В распечатании алтарей храмов Рогожского кладбища и в 1-й литургии там 17 апр. 1905 г. И. без специального разрешения властей не мог принять участие. Первое архиерейское богослужение в храмах Рогожского кладбища состоялось 22 окт. 1905 г. Сохранилось составленное И. по просьбе выборных Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища (МСОРК) извещение о своем служении в храме Рождества Христова 8, 14 и 21 нояб. и 6 и 25 дек. 1905 г. (РГБ. Ф. 246. К. 6. Ед. хр. 6. Л. 99-99 об.). С началом архиерейских богослужений и перемещением в 1910 г. старообрядческой архиепископии на Рогожское кладбище изменился статус рогожских храмов: по сути они стали для старообрядцев кафедральными. В 1911 г. И. по поручению выборных Рогожской общины выступил на соборе старообрядческих епископов с докладом о необходимости устройства в храмах Рогожского кладбища неподвижных престолов. Архиепископ подписал и утвердил своей печатью подлинник «Внутреннего распорядка в храмах Рогожского кладбища», датируемый 6 июня 1913 г. И. поддержал строительство на Рогожском кладбище колокольни - храма-памятника. Его автограф-благословение открывал подписные листы 1907-1908 гг. на сооружение колокольни и отлитие колоколов. По его благословению в 1915 г. была установлена традиция крестного хода в память распечатания алтарей Рогожских храмов. Из-за болезни И. торжества по случаю 10-летней годовщины распечатания алтарей возглавил находившийся тогда в Москве Белокриницкий митр. Макарий (Лобов).
После 1905 г. старообрядцы белокриницкого согласия неоднократно высказывали желание учредить Московскую митрополию, что зафиксировали соборные постановления от 26 сент. 1906 г. и от 25 июня 1907 г. Однако И. «решительно отклонил от себя эту великую честь» (Высокопреосв. Иоанн. 1915. С. 420). Это намерение было повторено и на соборе 25 авг. 1915 г. относительно преемника И. архиеп. Мелетия (Картушина), однако обстановка военного времени также не позволила это сделать (Московская митрополия РПСЦ была учреждена в 1988).
И. принимал участие в решении насущных задач старообрядчества, не только церковных, но и культурно-просветительских. Во исполнение постановления собора от 25 июля 1908 г. по благословению И. в 1910 г. была открыта Старообрядческая Рогожского кладбища типография, первыми изданиями к-рой стали Псалтирь и Азбука. Заботясь о развитии старообрядческих школ, И. жертвовал для них собственные средства, был одним из инициаторов учреждения Старообрядческого ин-та (1912). На авторитетное мнение И. опиралась существовавшая при совете МСОРК Комиссия по сохранению древностей (создана в 1911, с 1913 Комиссия по сохранению древностей и редкостей храмов общины Рогожского кладбища и по книгохранилищу).
С 70-х гг. XIX в. крупные старообрядческие общины приносили пасхальные поздравления императору и высшим чиновникам. С 1910 г. МСОРК стала поздравлять имп. св. Николая II Александровича от лица И. В 1910 г. депутация во главе со свящ. Иоанном Власовым была принята государем в Аничковом дворце, и «во время принесения государю императору поздравления о. Иоанн имел смелость передать его величеству от архиепископа Иоанна поздравление и приветствие. В ответ на это государю императору благоугодно было высочайше повелеть передать архиепископу Иоанну (чрез о. Иоанна) высочайшую благодарность и привет его величества» (РГБ. Ф. 246. К. 17. Ед. хр. 12. Л. 13). На Пасху 1913 г. прот. Прокопий Сорокин уже приветствовал императора непосредственно от имени И. и вручил пасхальное яйцо (Там же. Ед. хр. 16. Л. 19 об.- 20).
Под рук. И. старообрядцы белокриницкого согласия деятельно откликались на все совр. события. После начала русско-япон. войны по благословению И. в Маньчжурию были посланы старообрядческие священники Димитрий Смирнов и Евстафий Ерошкин. Во время первой мировой войны число военных старообрядческих священников увеличилось; И. приходилось решать возникающие в этой связи адм. вопросы - от определения статуса старообрядческих священников до разрешения противоречий между требованиями церковного устава и обстоятельствами военного времени. В архиве канцелярии Московской архиепископии (РГАДА. Ф. 1475) сохранилась обширная переписка старообрядческих военных священников с Москвой; письма адресовались в основном на имя И. и его секретаря еп. Александра (Богатенко). В храмах Рогожского кладбища и на площади перед ними проходили молебны «о победе на враги» и устраивались крестные ходы. Первый крестный ход во главе с И. состоялся уже 24 июля 1914 г. При МСОРК был устроен лазарет для больных и раненых русских воинов (открыт 14 авг. 1914). По подписным листам за подписью и печатью И. собирались средства на оборудование лазарета и его содержание. 12 дек. 1914 г. депутация совета МСОРК представила имп. Николаю II доклад, в к-ром говорилось: «По почину своего маститого архипастыря архиепископа Иоанна, уступившего собственную квартиру для нужд лазарета, прихожане храмов общины горячо откликнулись на это святое дело щедрыми пожертвованиями, выразившимися по сие число в сумме 52 031 р. 49 к., что и дало возможность открыть лазарет на 80 кроватей» (РГБ. Ф. 246. К. 18. Ед. хр. 2. Л. 10). С 26 авг. 1914 по 1 янв. 1915 г. лазарет принял 279 раненых, в среднем ежедневно в нем находилось 69 чел.
За 16 лет епископского служения И. освятил более 100 старообрядческих храмов, участвовал в рукоположении 15 епископов, рукоположил 92 священника и 8 диаконов, возвел в сан Белокриницкого митр. Макария (Лобова). При И. были открыты епархии Белокриницкой иерархии: Ярославская, Томская, Петроградская, Киевская, Рязанская и Иркутская. Близ хутора Калач обл. Войска Донского с благословения Освященного собора 1906 г. И. основал муж. мон-рь, в к-ром в 1917 г. находилось более 40 иноков. Велика заслуга И. в примирении с неокружниками (см. в ст. «Окружное послание»). При его активном участии в 1906 г. прошел примирительный собор. И. считался одним из наиболее уважаемых и независимых в своих действиях старообрядческих иерархов. И. погребен на Рогожском кладбище на «Архиерейских могилах». Похороны И. описаны в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Согласно духовному завещанию, составленному И. 19 янв. 1914 г., принадлежавшие ему «богослужебные, церковные и гражданские книги, иконы, церковные облачения и походные церкви», а также все личные вещи переданы «в полную и единственную собственность» МСОРК (ОПИ ГИМ. Ф. 140. Арх. 6367). Сохранился портрет И. работы худож. Н. И. Струнникова (ранее находился в помещении гостиницы на Рогожском кладбище, где проходили заседания совета МСОРК).